«Правда Ретры» – продолжение книги «Укалегон», трилогия, состоящая из монологов трех женщин, трех реальных исторических персонажей, рассказывающих о своем времени и о своих любимых – главных действующих лицах своего момента истории: Атаульфе, Аттиле, Рицимере.
Падение Римской империи представляется квази-историками как результат нашествий варваров, движимых жаждой наживы. Упускается из виду и то, что Великая Скифия, откуда исходили «кочующие племена», с древнейших времен до момента столкновения с «цивилизацией» была крупнейшим поставщиком зерна и леса, создателем и хранителем Великого шелкового пути, страной, где мастерски изготовленными изделиями из золота не скупясь украшали погребения, а гостеприимство, щедрость и дружелюбие варваров ценили и историки, и путешественники, и поэты античного мира.
Что делали «азиатские унтерменш» в «цивилизованной» Европе в 1945 году? Зачем «русские варвары» вошли в Париж 1812 года? Почему «дремучие дикари из Тартарии» оказались в Берлине 1760 года и на победоносном поле близ Грюнвальда, вместе с другими братскими народами Восточной Европы, в 1410? Не ту же роль сыграла битва на поле Куликовом – в 1380 – предотвратив возникновение государства, возглавляемого очередным «сверхчеловеком», повелителем мира, завоевателем Вселенной?
«Великое переселение народов» и падение Римской империи в V веке, вероятно, можно представить, как нашествие варваров с целью пограбить. Так и делают западные историки, не обращая внимание на общеизвестные факты.
Во-первых, задолго до нашествия варваров Рим установил свою монополию на вторжение и грабеж – и все ценности Рима были, мягко выражаясь, заимствованными, в том числе и право (justitia – от славянского «устав»), и календарь (Kalendae), и культура (cultura-colo – от славянского «коло» – круг) и т. п. и пр. Явление, названное «Великим переселением народов» сокрушило эту монополию.
Во-вторых, племена, пришедшие из германских (по-латыни это значит «братских», то есть кельто-славянских) земель, не столько грабили (и это как факт отмечают историки), сколько освобождали рабов. Один только Аларих, по документальным свидетельствам, освободил более 40 тысяч невольников Рима, а его шурин Атаульф организовывал народное самоуправление в завоеванных итальянских и галльских населенных пунктах. Ни одно из варварских нашествий (кроме вандальского – и на то есть свои причины) не обращало народ покоренных земель в рабство, не угоняло их в чужие земли и, вопреки бытующим стереотипам, не совершало массовых убийств и грабежей, в противоположность Риму.
В-третьих, «варвары» подарили сокрушенной империи гораздо больше, чем отняли: вместо рабовладения и работорговли западу пришлось принять более прогрессивные феодальные (договорные) отношения; свободные землепашцы стали осваивать землю передовыми для того времени методами и научились пахать с помощью лошади; на смену громоздкому и неудобному стилю одежды античности пришла «варварская» мода на штаны и рубахи, меха и замшу, стрижки, обувь и предметы домашнего обихода.
В-четвертых и пятых, сменились и духовно-нравственные ценности, и их внешние атрибуты.
Эту тему можно было бы продолжать – и расширить до пределов книжной главы, однако, отослав заинтересованных к историософской книге «Финист, или Волшебный гребень», ограничимся краткой формулировкой содержания исторического рондо «Правда Ретры»: это книга о Любви – движущей силе истории.
RSS лента комментариев этой записи