Возвращение Рюрика

РомановыОС: Меня попросили написать свое мнение по поводу вопросов, которые обсуждались на некоем современном монархическом форуме. Один из них:

ВОЗВРАЩЕНИЕ РЮРИКА

Под «возвращением Рюрика» понимается, очевидно, возможность «призвания» иноземной правящей династии в Россию. Эта идея базируется на давно (еще во времена Ломоносова) отвергнутой, то есть практически мертворожденной «норманнской» теории, предназначенной во времена пост-петровских правителей немецкого происхождения обосновать право «просвещенных» иностранцев управлять Русскими – «невежественными лапотниками», неспособными к собственной государственности. «Призвание» «Романовых» на российский престол в наше время стало бы своего рода «реабилитацией раскаявшегося народа», считают сторонники этого шага.

Строго говоря, род Романовых пресекся со смертью Петра Второго. Все последующие правители имели к Романовым весьма косвенное отношение. Даже Павел Первый высказывал сомнения в своем происхождении и праве на престол. Но важно то, что этот чужой – и по крови, и по культуре, и по менталитету, фактически немецкий род, имеет в своем основании убитого отцом в угоду распутной курляндской портомое («императрице» Екатерине Первой) законного наследника престола царевича Алексея. Безусловно, последние «Романовы» безвинной гибелью от рук террористов искупили грехи своих предков.

Призвание варяговОднако ныне на русский престол претендуют самозваные «наследники», являющиеся на самом деле не Романовыми, а Гогенцоллернами. А эти в первую очередь повинны в свержении дома «Романовых». Но имеют ли право люди, предавшие своих родственников и повелителей, «переждавшие непогоду» в эмиграции, вдали от народа, который понес неисчислимо бóльшие потери, чем «многострадальная» эмиграция, теперь претендовать на право управлять им?

Легенда о призвании Рюрика, его братьев Синеуса и Трувора на правление в славянские земли уже не раз подвергалась анализу и критике. То, что пришельцы были не Немцами, не Шведами (которых, как, впрочем, и государств Германии и Швеции тогда еще не было), а потомками ободритских – то есть славянских – князей из Старгорода (ныне Ольденбург), а матерью их была дочь Гостомысла Умила, во внимание «остепененными» «специалистами» не принимается. Тщательно скрывается и тот факт, что старгородские братья не являлись «приглашенными успешными управленцами», они были беженцами – ища у славянской родни на востоке убежища от Саксов, которые, в свою очередь, теснили Славян, поскольку были изгнаны из своих земель жестоким нашествием первого «крестоносца» Карла Великого. О том, что их особенно никто не призывал, свидетельствует сама летопись.

Начинают варяги, «севшие» в Новгороде, Белоозере и Изборске «наведение порядка» с убийства Вадима Хороброго; Синеус и Трувор после «призвания» как-то подозрительно быстро умирают – по неуказанной в летописи, но весьма прозрачной в этом свете причине. Вскоре вслед за братьями уходит в небытие и сам Рюрик, а опекун малолетнего Игоря Рюриковича «вещий» Олег отчего-то не остается в, казалось бы, обжитом Новгороде – бежит на юг, где уже на горах Киевских обосновались Аскольд и Дир. Они – не знатные воеводы, когда-то служили Рюрику, отошли от него, предложив свои услуги киевлянам в качестве военной защиты от Хазар. Олег, заманив бывших сослуживцев в хитроумную ловушку, их убивает и захватывает власть.

РюрикИз следующих за убиенными правителей «матери городов русских» своей смертью умирает только княгиня Ольга, согласно летописям, происходившая из местных (чаще всего ее родиной указывается Псков). Вещий Олег укушен коварной трупной змеей, Игорь казнен Древлянами за алчность, Святослав убит Печенегами по пути из боевого похода. И только внуку Ольги, принявшему Православие и крестившему Русь, удается дожить до преклонных лет. Однако до Крещения он успел по-язычески набедокурить, наплодить детей от разных, против воли взятых женщин. От этого княжичи не считали друг друга братьями. Поэтому после смерти великого князя Владимира поистине рюриковская волна насилия вновь накрывает Русь, братья убивают друг друга до тех пор, пока Ярослав, поистине Мудрый, не признает власть старшего брата Мстислава. Однако типично европейская кровавая феодальная междоусобица продолжается вплоть до Батыева нашествия – и является главной общепризнанной причиной гибели Киевской Руси под ударами номадов.

Все эти известные факты повторяются сейчас лишь для того, чтобы подумать еще раз: так ли эффективна работа «внешнего управляющего», «варяга», неизвестно кем призванного, или, точнее, призванного группой заинтересованных в личном процветании лиц? Или мы хотим еще раз – и уже который – наступить на те же грабли?

Могут возразить, что Рюриковичи, дескать, создали древнее Русское государство – Киевскую Русь, а это того стоило.

Давайте не фантазировать, а оперировать известными фактами, или хотя бы свидетельствами летописи. Ни Рюрик, ни его братья, ни его сын, ни даже «вещий» Олег – ровным счетом ничего не создали. Во-первых, они пришли в Градарики – Страну Городов – с уже существующей государственностью. Их в «этой стране» – ни в одном оккупированном ими городе – не приняли. Они не то что создавать, они даже управлять не могли! Все их правление сводилось к грабежу местного населения под видом дани – платы за охрану от Хазар. Однако и от Хазар они охранять не могли. Они просто, тупо – как рэкетиры на побегушках – платили бóльшую часть собранной дани Хазарам. Алчность – и гибель – князя Игоря были продиктованы именно этим прискорбным фактом: ему не хватало награбленного добра и на Хазар, и на себя. Кроме того, будучи подданными Хазарского каганата, Русы участвовали в качестве наемников в военных походах Хазарии против Византии, где и прославились – как безжалостные и жестокие язычники.

Независимость Руси от Хазарии начиналась там, где загребущие руки Каганата отсекались Покровом Божией Матери: Аскольд и Дир предали своих могущественных работодателей, не побоявшись их мести, – и предпочли умереть христианами!

Княгиня ОльгаКнягиня Ольга, как и положено было, отомстив за мужа, пощадила детей древлянского князя Мала – Добрыню и Малушу. Добрыня верно служил и ей, и ее великому внуку, своему племяннику и вошел в былины героем. Малуша, несмотря на то, что была пленницей, по представлениям того времени, рабыней, стала ключницей – то есть доверенным лицом и хозяйкой дома Ольги и, очевидно, по воле Ольги, и стала матерью князя Владимира. Согласно новым данным, которые компетентной аудитории, вероятно, известны, Ольга пощадила и самого князя Мала. Пока воробьи и голуби пытались разжечь пожар (на деле это можно было сделать гораздо быстрее и эффективнее), пока малолетний князь из седла кидал копьишко в сторону Искоростеня, население обреченного города успело укрыться в безопасном месте. Гибель Искоростеня в пожаре была эффектным PR-ходом: чтобы обеспечить преемственность власти, княгине надо было показать, что те, кто посягает на эту власть, будут жестоко караться. Но на деле она скрывала свое милосердие, любовь и бережное отношение к управляемому ею народу и замыслы, которые уже протянулись к Царьграду.

Первой государствообразующей акцией великой княгини была поездка по градам и весям – с установлением договорных отношений с их гражданами и строгим ограничением размеров дани. Заметим, что на реальные меры по государственному строительству, на диалог власти и народа, на договор с гражданским обществом оказался способен человек, не принадлежавший по рождению к правящей «династии» разбойников из-за рубежа. Второй важной мерой, предпринятой мудрой княгиней, оказалась изоляция от хазарского влияния – сама Ольга жила не в Киеве, где Хазары – и навязанные ими торгашеские отношения – подчинили себе все, а в Вышгороде, куда они не допускались. Малолетнего сына Святослава княгиня отправила на воспитание к родне в Новгород, где среди сверстников, становившихся соратниками, ковалась будущая победа над Каганатом. И, наконец, самый важный, судьбоносный в истории нашей страны шаг великая княгиня предприняла в направлении Царьграда: не только заключив союзнический договор, но и приняв Православие – и тем самым завещав такой выбор нам. Ведь когда ее внук крестил Русь, он основывал свое решение еще и на советах своих людей, рекомендовавших пойти по пути мудрой бабушки.

Равноопостольная княгиня ОльгаИтак, наиболее эффективным менеджером по реализации проекта «Киевская Русь» оказалась вовсе не амбициозная группа внешних управляющих, вместе с презрением к чуждому им народу принесшая насилие, ненависть, неумение решать проблемы разумно, без форс-мажора и истерик, а представитель местного самоуправления – разумная, неторопливая, сдержанная, осторожная женщина, любящая свой народ – как свое дитя, ориентирующаяся не на личную корысть и амбиции, а на долгосрочную перспективу, смотрящая в будущее и ходящая перед Богом.

Как она попала во власть – загадка истории. Одно понятно: на то была воля Божия – и ей не надо было выдвигать свою кандидатуру, пиариться, собирать подписи, подкупать избирателей или уничтожать конкурентов. И, тем более, организовывать общественные дискуссии на тему, желательна ли она в качестве правителя.

Так есть ли экономический смысл в том, чтобы тратиться на «варягов», если Россия полна талантами, надо только с уважением относиться к своему народу, который непременно выдвинет нужных, эффективных управленцев, если ему не выкручивать руки безальтернативными выборами и не ломать через колено чужими правилами игры?

Комментарии   
+1 #1 Елена Цацаниди 29.03.2016 16:24

Алчный и жадный Игорь - это герой "Слова о полку Игореве"? Его же народ простил? Я плохо знаю историю, но очень интересно....С удовольствием буду читать дальше

Цитировать
0 #2 ОС 29.03.2016 16:26

Уважаемая Елена! Игорь Святославич Новгород-Северский из "Слова" "прославился" в неудачном походе через 240 лет после смерти Игоря, сына Рюрика, мужа Ольги. Игорь Рюрикович был вынужден быть таким алчным, потому что возроптали его отроки (воины): они собирали дань для Хазар, а на себя не хватало. И Древляне, к которым он пришел повторно, разорвали его меж двух деревьев. Может быть, потом простили, потому что Ольга за это троекратно отомстила.

Цитировать
0 #3 Елена Зимина 29.03.2016 16:49
Очень много мыслей, созвучных моему пониманию истории. Я антинорманист. Разделяю Вашу точку зрения на проблему происхождения государства на Руси. Но вот меня интересует вопрос: сколько лет было Святославу, когда родился Владимир? И как мне помнится, Владимир был не первый сын у Святослава.
Цитировать
0 #4 Елена Зимина 29.03.2016 16:50
Есть версия, что Владимир был приемным сыном Святослава...
Цитировать
0 #5 Елена Казакина 29.03.2016 16:51
Я категорически против призвания в Россию кого бы то ни было в качестве правителя. Верно сказано, что они там, в эмиграции пережили все бури и потрясения и теперь приедут нам "сладкую" жизнь устраивать...
Цитировать
0 #6 ОС 29.03.2016 17:00
Уважаемая Елена! Вы правы, у Святослава было еще два - старших сына: Ярополк и Олег. Не понимаю необходимости в версии о статусе приемного сына Владимира. О возрасте. Практически все датировки рождения персонажей той эпохи - сомнительны. Опираясь на "Повесть временных лет" и какие-то косвенные указания, разные исследователи указывают даты рождения Святослава в пределах 10 лет - от 932 до 942, а Владимира - еще в большем интервале - от 948 до 962. Наиболее общепринятые даты: Святослав - 942, Владимир - 960. Таким образом, гиперактивный Святослав к 18 годам, вероятно, уже был отцом, как минимум, троих сыновей - при таком допуске. Вообще в генеалогии Рюриковичей очень много несовпадений, неточностей, сомнительных дат. Этому уже посвящено множество исследований. У меня тоже есть работа на эту тему, но над ней следует еще немного потрудиться, прежде чем публиковать.
Цитировать
Добавить комментарий


Яндекс.Метрика