Два открытых письма Н.С. Михалкову

mihalkof07.06.15

Уважаемый Никита Сергеевич!

Прошлой осенью Вы рассказывали о технологии «окон Овертона» как о методе разрушения сознания. Я сразу же написала Вам ответное письмо, но не отправила его. После сегодняшнего «Бесогона», когда я поняла, что это письмо до Вас каким-то образом дошло, я решила опубликовать его в доступном мне ресурсе, добавив кое-что от сегодняшних событий.

13.09.14.

…Я полностью согласна с Вами в оценке «окон Овертона». Однако Вы упускаете из виду очень важную вещь.

Русские Иваны-дураки нашего поколения практически не поддаются таким методикам. Поэтому мы с Вами солидарны, поэтому Россия до поры способна противостоять подобным вещам, хотя, как Вы сами показываете в «Бесогоне», отдельные виды «андрофилии» (я бы уточнила «андрофагии») под прикрытием «толерантности» уже вполне комфортно чувствуют себя в россиянской «элите».

Однако наступит время, когда наше поколение уйдет, а ему на смену придет поколение наших детей, у которого, с нашей легкой руки, взращен нравственный релятивизм, «толерантность» и самый ординарный пофигизм. Но это еще полбеды. Им на смену придет поколение наших внуков – холеных бездельников, воспитанных, в силу нашей и наших детей занятости, современными средствами массовой информации. И тогда не понадобится никаких «окон» Овертона, научных конференций и политических дискуссий на правозащитные темы. В них уже сейчас вложено все, что необходимо для абсолютного торжества цивилизации каннибалов.

Я – учитель на пенсии, но продолжаю работать с детьми, преподаю английский. Я не просто преподаю свой предмет. Отмечая у учеников резкое падение уровня интеллекта, интереса к познанию мира, внимания, реакции, памяти, органичной (по крайней мере, для нашего поколения) потребности к труду, умения из фактов организовывать выводы, способности концентрироваться, я стараюсь разговорить их, интересуюсь их смысложизненными ценностями, взаимоотношениями с людьми, пробую в игровой форме развивать их мыслительные способности.

И, чем больше я общаюсь с современными детьми, тем страшнее мне становится.

Во-первых, они прекрасно умеют расслабляться, но совершенно не умеют концентрироваться. Эта способность к расслаблению воспитывается в них с младенчества, буквально с памперсов, с отсутствия режима и родительского внимания к развитию интеллекта. Некоторые первоклассники не знают названий цветов, хотя я помню, что, например, мой сын удивил меня, различая цвета в возрасте одного года. Ученик шестого класса не знает названий материков и океанов, уже не говоря о странах и их столицах. «Браззавиль с двумя з» – это не из нашей жизни. У этих «детей индиго» при завышенной самооценке нет любимых предметов: они считают, что и без учения знают уже все, что им нужно в жизни. Откуда? – По наитию, свыше, они же – чудо, «индиго», сверходаренные. Проверить – не знают толком ничего (об источнике информации – позже).

Они считают одинаково занудными и историю, и географию, и литературу и русский, и иностранный языки, уже не говоря о химии, физике и математике. Особенно тревожно отношение к русскому языку: к нему относятся как к чему-то неимоверно трудному и занудному, у многих (если не у большинства) оценки по английскому выше, чем по русскому. Это понятно: английский – самый легкий из языков, которые мне приходилось изучать. А вот русский требует определенных усилий, иногда – напряженного труда, постоянного разнообразного чтения. Они не любят преодолевать трудности, решать сложные задачи и чувствовать себя победителями в интеллектуальном труде. Но главное: им скучно в школе.

Это не удивительно: если бывший министр образования (а ныне советник Президента) заявляет о том, что наша современная система образования рассчитана не на воспитание творцов, а на массовое производство потребителей. Это он не о личных планах, а о важных для государства целях. Значит, наше издревле творческое Отечество велено превратить в паразитическое нравственно релятивистское нечто.

Дело в том, что я разработала идеократическую концепцию истории. Подробнее с ней при желании можно познакомиться на моем сайте finist-os.ru . Суть концепции в том, что история – как дисциплина о человеке и человечестве – не просто безпристрастное описание событий во времени. Поскольку, согласно идеократической концепции, человек осуществляет замысел Божий, то история – это спиралеобразный путь борьбы Добра и зла, Любви и голода, Правды и многочисленных лжей. Это – очень трудный путь, и тот, кто изучал историю, об этом знает. Чтобы достичь горной вершины, надо приложить немало усилий. Чтобы скатиться по склону в пропасть, никаких усилий не надо. Все произойдет само собой. Министерство образования прекратило направлять и детей, и – прежде всего – учителей к вершинам, оно подтолкнуло их к краю пропасти – и теперь мы видим результаты.

Большинство учителей унижены статусом обслуги, оскорблены навязыванием плохих учебников, сосредоточены на заработке, им не хватает ни времени, ни сил на самосовершенствование, повышение квалификации не на официальных (в реальности деградационных) курсах, на необходимое для хорошего учителя творчество.

В результате – и учителям, и ученикам скучно. Они очень быстро устают от такого безсмысленного занятия, как обучение.

У большинства детей патологическое, как я считаю, стремление «отдохнуть», даже ни минуты не потрудившись. Если я даю задание на дом, они его не выполняют, потому что им за это ничего не будет. То есть по лбу их никто не треснет, двойку им не поставят, родителей не вызовут, орать не будут.

Это состояние расслабленности, между прочим, Спаситель считал болезнью и лечил его у редких в то время носителей. Сейчас это – пандемия, от которой я не вижу излечения, потому что единичные учителя и родители могут попробовать воспитать любовь к познанию и труду у отдельных детей, но лень и расслабленность стали настолько массовыми явлениями, что уже признаются нормой.

Во-вторых, на фоне этой лени даже очень хорошие и успешные дети и – особенно – подростки не читают (!!!). Для нашего поколения чтение было и трудом, и отдыхом, и радостью, и развлечением, и любимым занятием, поглощающим практически весь досуг, и помощью в учебе, и источником информации, и предметом, о котором можно поговорить с друзьями, на основе которого можно выявить общность вкусов и взглядов, и способом пережить сильные благородные чувства… Может быть, и сейчас где-то существуют дети, которые читают хорошую литературу, но мне не посчастливилось: я таких не знаю. Я даю своим ученикам, в соответствии с их возрастом, интересами и степенью умственного развития, книги из своей личной библиотеки. Но они – в большинстве – возвращают мне их непрочитанными. Ныне самым популярным читаемым опусом среди детей считают сериал (не могу, зная настоящее значение слова «книга», так назвать эту вещь) о Гарри Поттере, еще на обложке первого издания в нашей стране нагло и самоуверенно объявленный «книгой о самом знаменитом мальчике мира», «самой читаемой книгой мира». Не мальчик-с-пальчик, не Пиноккио, не Кай, брат Герды, не отважные и любознательные мальчишки из хорошей советской детской литературы, а маленький (я читала и поэтому могу утверждать!) злобный и мстительный колдун; и не Евангелие, не Ветхий Завет, не Коран, не героические былины, не что иное – а серия тупых выдумок о юных колдунах, их борьбе между собой и против взрослых колдунов, об их особом положении, об их власти и презрении по отношению к маглам – то есть к нам, обыкновенным людям. Утешительно лишь то, что этот мощно разрекламированный вредный для психики пшик, читает, как показывает практика, довольно мало детей. Но зато они смотрят экранизации.

В-третьих, если дети не читают, то на что они тратят время, откуда получают информацию, как проводят досуг, от чего получают удовольствие? Я еще не успела сформулировать вопрос, а Вы уже ответили на него: компьютер. Уточню: не просто комп, а компьютерные игры. Информацию по различным отраслям знаний, достаточно полную и верную, конечно же, можно получить в Интернете, однако дети туда редко заглядывают, чаще получая все необходимое из более приятного источника – компьютерных игр. Отсюда возникают не просто извращенные проставления о мире, а откровенно виртуальная его картина.

Посмотрите в большом англо-русском словаре, что означает слово virtual. У него три значения: 1) фактический, действительный; 2) возможный, предполагаемый; 3) мнимый. И это очень важно. Для целого поколения детей возник новый мир, одновременно являющийся и мнимым, зыбким, изменчивым, нереальным, в котором именно они и призваны нажатием кнопки менять условия и правила игры, и реальным, но, «к счастью» необязательным, всего лишь возможным.

Поэтому и стала допустимой возможность представить русскую цивилизацию как агрессивного монстра, который сбросил бомбу на Хиросиму и именно вследствие этого отнял у бедной невинной Японии «северные территории», который из-за своих агрессивных амбиций постоянно вводит танки то в мирную, ни о чем не подозревающую Венгрию, то в Чехословакию, то в Грузию, потом… в… на… Украину. А сейчас хочет отнять у Америки исконно американские земли – Аляску и Калифорнию. Сталин и Гитлер – одинаково гадкие и смешные бяки. Американцы – сильные, богатые, умные, все до единого Индианы Джонсы, а Русские – слабаки, нищие, глупые, героев нет. Кто утверждает иное – обманутый пропагандой недоумок.

Это – не мои выдумки: так говорят дети. Неважно – где правда, где ложь; все – виртуально, то есть и реально, и мнимо – одновременно. Кот Шрёдингера. Как хочешь, так и считаешь, все в твоей воле. Каждый пишет свою историю, ты можешь выбирать, кому верить, а можешь и сам что-нибудь эдакое придумать. И все равноценно. Не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогибается под всякого – туда, куда захочет всякий.

И тогда можно ничего не запоминать и не анализировать. И тогда – нет ни добра, ни зла, есть только личная выгода, даже не выгода, а удовольствие. Удовольствие от прогибания мира под себя, любимого, становится главным мотивом жизни и деятельности, а такие понятия, как правда, верность, любовь, долг, честь, самопожертвование, Родина, Бог имеют, может быть, право на существование, но для других – и их всегда можно подвергнуть контролю и прогибанию.

Отсюда вытекает: в-четвёртых, цель, смысл, мечта, стремление и пр. Кем хотят стать современные дети? О каком будущем они мечтают?

Я общаюсь с разными детьми, и проекты будущего у них разные, но все, как и мы в свое время, считают свои планы вполне осуществимыми. Оставим в стороне будущих президентов, дипломатов, инженеров, разведчиков, актеров и режиссеров. Есть категория детей, о которой я вспомнила (с мурашками по спине), когда Вы рассказывали об «окнах» Овертона.

Часть детей с младенчества с поощрения родителей мечтают и планируют стать пиратами. Например, о такой своей детской мечте как-то рассказывала по ТВ Новодворская. В свое время она была большая оригиналка. Сейчас трудно представить себе детсадовского малыша, который бы не смотрел «Пиратов Карибского моря» и предпочел бы новогодний костюм зайчика или медведя образу Джонни Дэппа. За образом следует содержание: то есть дети с самого нежного возраста всерьез мечтают грабить и убивать людей, чтобы отнимать у них вещи и деньги, то есть «сокровища». Но сейчас это – не очень крутая мечта, так, для малышни.

Самые продвинутые мечтают стать такими же «волшебниками», как Гарри Поттер, или такими же вампирами, как герои «саги» «Сумерки».

Напомню, что вампиры – это родные братья людоедов, их «диетический» вариант, – те, кто для выживания «вынуждены» пить человеческую кровь.

Любовь и голод правят миром… Ныне детей приучают к мысли, что только голод правит, а любовь – его разновидность, из разряда физиологических потребностей, не составляющих тайны ни для какого возраста.

Вампиры чертовски красивы (их играют в фильмах самые крутые актеры), они никогда не болеют и не умирают, сильны и ловки, могут постоять за себя и свою девушку, могут наказать всякого, кто только посмеет им что-то не то сказать. Они всегда хорошо, по последней моде, одеты. Вампирам не приходится слушаться родителей или учителей, делать уроки, сдавать экзамены. Вампирам не надо вообще ходить в школу, разве что поразвлечься, поиздеваться над учителями и противными зубрилами. Им не надо работать. Они ничего не делают, нет никакого продуктивного занятия, словом, это – идеальные потребители.

Вампиры вообще-то добрые, и, если что, могут обойтись и кровью крыс или каких-нибудь других существ. Но это – дело гастрономических пристрастий: кому-то по душе сопливые устрицы, которые пищат, когда их заглатывают, а кому-то красивше горло глупому доверчивому человеку («лоху») перекусить и отсосать что-то вроде томатного сока. Главное, вампиры сражаются за справедливость с оборотнями или плохими людьми, то есть они – смелые, герои, для которых высшая ценность – воля. Во всех смыслах этого слова.

Вы не заметили, как эта идеология уже вырастила целое поколение таких «героев» на Украине?

Вы предупреждаете, что возможна не просто легализация, но триумф цивилизации людоедов, андрофагов – в будущем. Но вот в чем Вы, уважаемый Никита Сергеевич, к сожалению, ошибаетесь. Эта цивилизация не подкрадывается к нам на цыпочках, проникая через сложно организованные «окна» Овертона. Она уже давно удобно разместилась в каждом нашем доме на компьютерных столиках, на игровых столах детей и подростков, на экранах телевизоров. Она отвоевывает все больше места в сердцах и умах расслабленного поколения.

Что мы можем противопоставить? Долгие разъяснительные беседы? Этот канал уже заблокирован. Дети не переносят, когда им читают мораль. Дети с легкостью воспринимают информацию, когда она подается системно в удобоваримом виде – в таком, как черепашки-ниндзя (нелюди, героически борющиеся за справедливость), трансформеры, люди Х (то есть мутанты), разнообразные супергерои, обтянутые разноцветными колготками, колдун Гарри Поттер или вампиры из «Сумерек». Новый садистский сериал «Игры престолов» обрел еще больше поклонников.

Мне эти опусы не нравятся, просто с души воротит, а у них это вызывает восторг и интерес. И я это все читала и смотрела для того, чтобы видеть, чем живут дети, чтобы пробовать с этим бороться хотя бы средствами иронии. Но я ощущаю себя одинокой в этой борьбе. На телеэкранах и в Интернете, на полках магазинов детских игрушек – просто обвал людоедско-вампирской пропаганды. И не заметно никакого противостояния со стороны мастеров слова или экранного образа.

Ваше выступление в «Бесогоне» не очень-то меня обнадежило, потому что вы предупреждаете своих ровесников и практически единомышленников о грядущей опасности – в то время, когда под угрозой сию секунду уже находятся беззащитные невежественные – и безмерно любимые! – существа, которых таким методом, как Ваш «Бесогон», не охватишь.

А, между прочим, такой человек, как Ваш глубокоуважаемый отец, мог успешно участвовать в создании положительного идеала как щита от паразитической заразы для современных ему детей и следующих поколений.

Что делать? Искусственно создавать виртуального героя в стране, успешно живущей и творящей благодаря тысячам героев реальных? Создавать культ вымышленного героя-мутанта там, где на мощах святых вырастали новые святые, соль земли? Как человек-паук смог вытеснить Илью Муромца?

С уважением, ОС.

Возвращаюсь в июнь 2015.

Опять Ваше выступление задело меня, когда речь зашла о творцах и потребителях, о нарциссизме, о потребности в «лайках», и о сочинении на тему «Слово как источник счастья».

Девочка не писала таких скучных сочинений. Она мечтала о подвигах, о славе, о неимоверной любви в пылу сражения. Она бежала воевать в Сирию на стороне людоедов. Родители разведены, у каждого – своя жизнь. Никому до нее нет дела. Хорошо, отец спохватился, вытащил из … в самый последний момент. Правда поздновато: надо было обеспокоиться тогда, когда она смотрела мультики про черепашек-ниндзя и сериалы про вампиров.

Я ошиблась в прошлый раз, написав, что вампиры ничем не занимаются: они воюют. Главное – желание воевать, а враги всегда найдутся. Юное здоровое пассионарное существо жаждет подвигов – и всегда найдется мудрец, который откроет тебе глаза на мир и объяснит, что родители – твои враги, противящиеся твоему предназначению, а предназначение твое – пойти против всех вместе с героями, умеющими ловко воевать с безоружными и отрезать головы всем, кто окажется в их власти. А там – можно и человеческой крови отведать, и стать настоящим вампиром. Мечта сбылась, жизнь удалась.

«Идеальный потребитель» – паразит, вампир, людоед. При нынешней системе воспитания и образования этот «идеал» вполне достижим. Это – для целого поколения детей – реальное «счастье» – без лишних слов.

О таком типе счастья писал в свое время Аристотель. Счастья абсолютного, писал философ, нет. Существует три основные категории людей, для каждой из которых счастье – свое. О первой категории философ даже побрезговал распространяться – это как раз «идеальные» потребители, для которых счастьем являлось удовлетворение физиологических потребностей. Вторая категория – люди честолюбивые. Под честолюбием Аристотель имел в виду не «лайки» и «селфи», а любовь к чести служить своему народу и Отечеству. Высшим счастьем для таких людей было самопожертвование во имя ближних. Третья категория – люди, стремящиеся к недосягаемому счастью – познанию и исполнению воли Божией, мудрецы. Именно для них и существует Слово – как источник счастья.

Идеал Творца – Вседержитель, Отец Небесный, Создатель и Спаситель – недосягаемый и негасимый свет, притягивающий каждого человека от рождения. Это идеал, к которому очень трудно идти и невозможно достичь.

Что нужно сделать, чтобы дети не марались о легкодоступное, а стремились к недосягаемому?

С уважением, ОС.