Рабство в древней Руси

slaveСреди любителей отечественной истории бытует стереотип о том, что «наши предки не знали рабства».

О том, что рабство на Руси существовало, написано множество исследований, однако большинство их посвящено рабству и его трансформации в крепостное право в Х веке и позже. А что было прежде этого?

Один из древнейших источников по истории Отечества «Стратегикон» Псевдо-Маврикия (донесение разведчика императору Маврикию о нравах Славян с целью ведения против них военных действий, относящееся к концу VI – началу VII в.), казалось бы, подтверждает это мнение: «Племена Славян и Антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству(курсив ОС) или к подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе их из одного места на другое охраняют их в случае надобности…» [1, 354].

Однако мы знаем о том, что земли наших предков подвергались многочисленным нашествиям, и, следовательно, военные конфликты при столкновении разнородных племен должны были неизбежно завершаться либо полным истреблением врага, либо захватом какого-то количества противников в плен. Древнейший вид рабства – это именно военные пленники. И верно, читаем далее: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но ограничивая срок рабства определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся, на положении свободных и друзей» [1, 354].

Отметим существенную разницу между патриархальным домашним и классическим античным рабством.

 

Классическое античное рабство

Патриархальное домашнее рабство

1.Наличие рабов в хозяйстве

– массовое, системное явление

– единичные случаи

2.Цель производства

– создание прибавочного продукта – как в натуральной, так и в денежной форме

– создание средств существования для раба и владельца

3.Степень эксплуатации рабского труда

–  высокая; рабовладелец стремится при минимальных затратах  на содержание раба извлечь максимальную прибыль

– наравне с другими чадами и домочадцами, зачастую наравне с хозяином

4.Работорговля

– массовое, системное явление

– единичные случаи

5.Связь производства с рынком

– широкая; большая часть произведенного поставляется на рынок, в том числе и сам раб

– практически отсутствует 

6.Источники рабов

– невольничий рынок, рождение в неволе, военный плен, военный трофей (женщины, дети) и т.п.

– военный плен

7.Характер труда

– жестокая эксплуатация рабов на фоне паразитизма элит

– посильный труд совместно с владельцем и его семьей

8.Характер зависимости

– владелец имеет полную власть над личностью раба, его свободой: может покупать и продавать, может отпустить на волю; распоряжается его жизнью (согласно римскому праву, если внезапно умирал господин, то следовало казнить всех его рабов [2])

 – срок личной зависимости ограничен небольшим сроком; при возможности раб может быть выкуплен на свободу, может быть отпущен безвозмездно

9.Отношение к невольнику

– «говорящее орудие», «скот с человеческим лицом»

– милосердное – как к человеку, попавшему в трудную ситуацию

Патриархальное домашнее рабство у древних Славян было явлением довольно редким. Рабы (раб, рабенок и ребенок – однокоренные слова) становились челядью, чадью (чадо – дитя), членами семьи. За преступление раба нес ответственность его хозяин – отец такой семьи. Рабов содержали так же, как и собственных домочадцев: они трудились вместе с хозяевами, жили вместе под одной крышей, ели за одним столом, не подвергались унижениям или пыткам, выкупиться или безвозмездно обрести свободу было вполне доступно.

Но к Х веку явление трансформируется: рабами активно торгуют, на них устанавливаются цены, их дарят, за ними ведется целенаправленная охота.

По свидетельству арабского посла в Волжской Булгарии Ибн Фадлана (Х век), Русские привезли на торг в Итиль (в Хазарию) девушек для продажи («столько-то голов»), наравне с мехами и шкурами [3, 360].
А Ибн Русте, арабский географ отмечает: «Что же касается ар-Русийи… У них есть царь, называемый хакан Русов. Они нападают на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян» [4, 357].

Текст договора между Греками и Русами, заключенный в 912 году, содержит условия продажи, покупки и выдачи беглых невольников – «челядинов» [5, 154-155, 160-161].

Налицо факт заимствования «прогрессивных» торгашеских ценностей цивилизованной Европы «славянскими варварами». Впрочем, среди участников договора с русской стороны славянских имен нет [6, 313-332].
Норманнская теория вполне ясно объясняет причины явления: именно такой тип государственности – рабовладельческой, работорговой – принесли с собой «призванные» варяги с запада.

То, что до «призвания» варягов в славянских землях государственность существовала, не вызывает сомнений. Это и нашествие на Римскую империю славянского племени Ободритов под предводительством Радегаста (Радигоща), предшествовавшее «Великому переселению народов» [7,III, 384], и упоминание о князьях – носителях государственной власти – в хрониках, относящихся к эпохе Германариха [8,108], и военно-дипломатическая деятельность легендарного Кия, отмеченная в летописи [5,145], и стремление викингов (парней из рыбацких деревень Скандинавии) служить в богатой Стране Городов – Градарики [6, 285], и сам факт «призвания» варягов практически союзом племен – то есть международной организацией [5,149] – все подтверждает факт наличия особого типа государственности у Славян до 862 года.

Время до варяжского нашествия стереотипно называют «догосударственным» периодом в истории Отечества – всего лишь потому, что и сторонники, и противники «норманнской теории» в той или иной степени признают «авторское право» пришельцев на государственность Руси. Не важно Шведами или Немцами (хотя ни Германии, ни Швеции как государств тогда не существовало), Ободритами или Кельтами [6, 313-332] были варяги – они пришли в земли, задолго до их прихода известные богатством, щедростью, гостеприимством и высокой степенью социальной организации полиэтнического общества. Это было государство иного, чем все окружающие системы, типа. В частности, в нем-то – со времен уничтожения ига Германариха Гуннами и Россомонами – не принято было ни рабства, ни работорговли. Нельзя было торговать братьями и сестрами, а завоевательных войн с целью захвата пленных Славяне не вели. Английский историк Э. Гиббон упоминает о том, что целью нашествий – и Радигоща, и Алариха – было, как раз напротив – освобождение невольников: при взятии Рима в 411 Аларихом было освобождено более 40 тысяч рабов [7, 459].
Основанное на родовых ценностях, это государство имело следующие отличительные черты: 1) доминирование духовной власти над светской: военные вожди, избранные и призванные князья подчинялись власти священнослужителей, жрецов сакральных центров, почитаемых во всем народе; духовные ценности признавались выше материальных; 2) граждане были равноправны и равнообязанны;  принимали активное участие в жизни всего общества; взаимопомощь, взаимовыручка и соборность присутствовали во всех делах; 3) государство носило охранительный, творческий, невраждебный, неагрессивный характер; в условиях проживания на территории древней Руси множества этносов – находили общий язык и уживались, заключали союзы.

Вероятно, отсутствие так необходимых для существования государственности западного типа рабовладения и работорговли не допускало накопления богатства, достаточного для возникновения и развития государства, основанного на насилии, нацеленного на материальное индивидуальное потребление, и послужило основанием для упрека Славян в отсталости и примитивности. Страна была обильна, государство процветало… не хватало только «наряду». Некоторые историки переводят это слово не «порядка», что, собственно и вносит путаницу в понимание явления, а «порядка наследования». Вероятно, кого-то из аристократии (Гостомысла? – мыслящего о гостях) не устраивал существующий порядок выборов князя и подчинения священству. Это не позволяло приобрести достаточно богатств, чтобы удерживать в руках власть не по народному избранию, а наследственно – семье самого влиятельного и богатого. Вот и пришлось пригласить родню, которой за несколько лет до легендарного 862 году при самовольном пришествии дали пинка. Теперь по какой-то причине «варяги» смогли закрепиться и обеспечить «наряд». И таким образом пришлые смогли принести «прогресс», именно чужаки для местных жителей могли безжалостно истреблять, обращать в рабство, продавать и дарить людей, словно скот.

И даже «обрусевшие» (то есть сблизившиеся с местным покоренным населением) представители династии Рюриковичей продолжают действовать в том же ключе. После взятия Искоростеня княгиня Ольга «старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань» [5, 165]. Можно предположить, что так она действовала под давлением Асмонда и Свенельда, которые оказали ей твердую поддержку в трудную минуту угрозы от Деревлян. Однако в дальнейшем, в ходе визита в Константинополь и принятия христианства, посулы подарить рабов греческому царю служат довольно мощным аргументом внешней политики Ольги для сближения с мировым гегемоном: за обещанными подарками царь отправил в Киев послов: «Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь» [5, 167].
Святослав (уже совсем «обрусевший», даже носящий славянское имя) мечтает о переносе своей столицы на Дунай, в «середину земли», потому что «туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии – серебро и кони, из Руси же – меха и воск, мед и рабы» [5, 169].

Удивительно, но именно стремление к работорговле послужило едва ли не главной причиной гибели отважного князя. При возвращении из Доростола Святослав мог налегке стремительно миновать пороги и не попасть в печенежскую ловушку, однако он не мог двигаться быстро и руки его были связаны ценной добычей: «… Переяславцы послали к Печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у Греков много богатства и пленных без числа…» [5, 171]. Печенеги не заставили себя долго уговаривать.

Даже много позднее после принятия христианства, когда православные ценности были четко обозначены, русские князья мечтают о такой ситуации, когда «была бы чага по ногате, а кощей по резане» [9, 400, с.59] – то есть рабы бы стоили чрезвычайно дешево.

В чем же дело? Почему мы до сих пор учим детей в школе тому, что в Древней Руси не было рабства?

Мы стандартно рассматриваем начало русской истории с 862 года, с «призвания» варягов. В Европе – это начало раннего средневековья. Античное рабство сменилось колоннатом, а колоннат уступил место раннему феодализму – то есть договорным отношениям между сеньором и его подданными. Разумеется, в Европе эти договорные отношения во многом искажены пережитками рабства. Кроме того, по всей Евразии, концентрируясь в Хазарии, протянуты торговые связи рахдонитов-работорговцев. Норманнские нашествия по всей Европе – от Балтики до Сицилии, от Испании до Руси и Византии сопровождаются захватами и продажей пленников. Людьми продолжают торговать и в Северной Африке, и на Ближнем Востоке, и по всему Средиземноморью. Русь, встраиваясь в европейские отношения, принимает работорговлю как прогрессивную европейскую ценность, однако, преображая все по своему образу и подобию (как это происходило и с капитализмом, и с коммунизмом, и с либерализмом и пр.).

Положение рабов на Руси было сходно с положением крепостных. Однако крепостной (до поры до времени) мог перейти к другому хозяину на Юрьев день и мог иметь собственность, семью. Раб был лишен такой возможности.
Существовали различные категории невольников: раб, челядин, кощей, чага, ярема. Холп – личный помощник воина, подобие оруженосца, часто из ближайшей родни, может быть, его сын, – впоследствии стал холопом, безправным личным лакеем. Впоследствии виды рабства трансформировались в различные категории крепостной зависимости: смерды, закупы, рядовичи и пр. Дальнейшее развитие феодальных отношений привело к тому, что все категории крепостных и рабов утратили формальные различия.
Однако если речь идет об отношениях, предшествующих «призванию» 862 года, и даже ранее, до зависимости от  Хазарского каганата, и даже еще раньше – до «империи» Германариха – в наших древних землях, где уже  существовали племенные союзы Антов и Склавинов – и существовали именно для обороны от нашествий работорговцев, где издревле были воздвигнуты Змиевы валы и заставы для защиты от набегов кочевников Степи, где высились священные центры в Ретре и Арконе, процветали древние города ямной культуры, где «вероломные» Россомоны смогли объединиться со свирепыми гуннами для разгрома «славного» Германариха, где пролегала часть Великого Шелкового пути, где в греческих торговых портах охотно принимали для торговли зерно, меха, мед, коней – рабства не было [10].

Использованная литература

  1. Стратегикон. – Цит. по: Славяне и Русы на этнической карте Евразии. Диалог источников. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: «ДИ – ДИК», 1995, с.353-490.
  2. Машкин Н.А. История древнего Рима. – М.:  Политиздат, 1956, с.352; История древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1981, с.254.
  3. Ибн Фадлан. – Цит. по: Славяне и Русы на этнической карте Евразии. Диалог источников. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: «ДИ – ДИК», 1995, с.353-490.
  4. Ибн Русте. – Цит. по: Славяне и Русы на этнической карте Евразии. Диалог источников. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: «ДИ – ДИК», 1995, с.353-490.
  5. Повесть временных лет. – СПб.: «Наука», 1999.
  6. Кузьмин А.Г. Начало Руси. – М.: «Вече», 2003.
  7. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В семи томах. – М.: «Терра», 1997.
  8. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Гетика). – СПб.: «Алетейя», 1997.
  9. Слово о Полку Игореве: Сборник / Вступ. статьи Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева. Реконструкция древнерусского текста и перевод Д.С. Лихачева. Сост., подгот. текстов и примеч. Л.А. Дмитриева. – Л.: Сов. писатель, 1990. – 400 с.
  10. ОС. Укалегон. М., 2015.